Главная    |    Клиенты    |    Партнеры    |    Контакты
  А.А. Швец, Человеческий капитал и стоимость компании. Ответ кризису, 2009 год

Человеческий капитал и стоимость компании. Ответ кризису

Не хочется говорить о кризисе. Эту тему уже несколько «заездили»  во всех массмедиа. С другой стороны, сложно не оценить его негативное влияние на практически каждую компанию, работающую на украинском рынке. Но именно это «практически» и дает поле для размышления. Так ли уж пагубно сказался кризис на таком важном для каждого владельца показателе, как стоимость компании на рынке.

Сегодня наиболее обсуждаемый в прессе фактор – массовые увольнения компаниями своих сотрудников. Можно отнестись к этому и философски, как к оптимизации состава и численности персонала. Если в Вашей компании некого было уволить до кризиса, то Вас можно только поздравить. Ведь ни для кого не секрет, что наиболее ценные кадры работают на своих местах и сегодня, а компания при получении более-менее крупного заказа вполне может справиться имеющимися силами. Вполне реально, что со временем (а кризис не вечен), компании почувствуют необходимость восстановления  численности персонала до прежнего уровня. Зная это, опытные менеджеры пытаются сохранить основной костяк профессионалов любой ценой.

 *Информация Ernst & Young

 

Как свидетельствует  динамика, представленная Ernst & Young, спустя полгода с момента первых глобальных сокращений персонала, компании не остановились. Увольнения увеличились в процентном отношении практически в 2 раза, и по мнению HR-специалистов это еще не предел. Естественно, сокращение персонала привело к необходимости оптимизации и бизнес-процессов, но тогда напрашивается только один вывод – это давно пора было сделать. Кризис просто стал катализатором, обнажившим слабые и проблемные места в управлении компании.

Основной вопрос, который ставят перед собой менеджеры, проводящие оптимизацию бизнес-процессов, заключается в следующем: «Как справиться с имеющимся и предполагаемым объемом работ сокращенными силами?».  Небывалой популярностью начинает пользоваться такая антикризисная мера, как аутсорсинг (передача части обслуживания своих производственных или бизнес-процессов другим организациям). Как признается директор компании «Аудит. Бухгалтерия. Аутсорсинг», Людмила Вербицкая, оказание бухгалтерских, IT, охранных услуг специализированными компаниями обходится на 20% дешевле, чем содержание сотрудников данных профилей в собственном штате.

Практикой последнего полугодия также стало избавление компанией от неприбыльных направлений бизнеса. К данной мере в эпоху кризиса прибегли и такие гиганты, как  корпорация Google, закрывшая рекламные подразделения, занимающиеся рекламой на радио и в газетах. Но за примерами не нужно далеко ходить. Среди украинских компаний, воспользовавшихся этим методом, группа Midland, продавшая сеть магазинов «MD Ритейл» и выставившая на продажу «Амстор». Также, ММК им. Ильича, который планирует сосредоточиться исключительно на металлургии, избавившись от карьеров, агрофирмы и швейной фабрики «Фея». Не так давно «Судостроительный завод им. 61 коммунара» заявил о намерении избавиться от гостиницы и трех буксиров. Но, пожалуй, самые разительные изменения произошли с активами группы СКМ: были проданы пивная компания «Сармат», все хлебоперерабатывающие предприятия и доля в «Украинской промышленно-транспортной компании» («Азовмаш»).

Чтобы избежать полного сокращения персонала, обслуживающего неприбыльные направления бизнеса, компании  переводят часть наиболее перспективных сотрудников на другие рентабельные направления. При этом возникают проблемы подготовки и переподготовки таких кадров, решаемые с помощью тренингов, специализированных курсов и обновления информационно-аналитической базы.

Вернемся к вопросу изменения стоимости компании под влиянием кризисных процессов и вышеупомянутых мер борьбы с ними.

Говоря о стоимости компании, не стоит забывать, что важной ее составляющей является человеческий капитал    способность людей к участию в производстве/ предоставлении услуг. Чем он дороже, тем непосредственно выше и стоимость самой компании на рынке. Естественно, отдача от использования человеческого капитала очень разнится в зависимости от вида деятельности компании. Но в любом случае, являясь конкурентным преимуществом компании на рынке, человеческий капитал представляет собой источник  добавочной стоимости. Этот источник выражает в денежном эквиваленте вклад человеческого капитала в общую эффективность деятельности компании в целом.

Уменьшение объемов выпускаемой продукции/предоставляемых услуг значительно снижает прогнозируемый денежный поток, а тем самым стоимость компании, чего не скажешь о человеческом капитале. В итоге принятия ряда антикризисных мер, компания зачастую получает более «качественный» человеческий капитал за меньшую плату. Это дает возможность утверждать, что  кризис частично сыграл на руку компаниям.

Общепринятым фактом является утверждение, что всякая компания стремится к максимизации своей стоимости и стоимости своих акций на рынке. В нашем случае, добавочная стоимость, образованная приращением величины человеческого капитала, становится достойным субститутом (заменителем) части недополученных компаниями доходов, поскольку и первое и второе имеют равное влияние на формирование стоимости компаний.

Подводя итог, хотелось бы подчеркнуть, что столь неприглядная, как может показаться, тема отнюдь не нова. В свое время Шульц и Беккер были удостоены Нобелевской премии по экономике за труд, посвященный человеческому капиталу компании.